Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: стальная красота над Невой

Большеохтинский мост — это не просто переправа через Неву, а настоящее произведение инженерного искусства и один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Соединяя Центральный район с Красногвардейским, этот величественный мост с его характерными башнями-маяками стал неотъемлемой частью панорамы города. История этого стального гиганта полна интересных фактов и поворотов судьбы. Давайте отправимся в путешествие по прошлому и настоящему Большеохтинского моста.

Характеристики моста

  • Официальное название: Большеохтинский мост (бывший мост Петра Великого)
  • Расположение: через реку Нева, соединяет Центральный район с Красногвардейским (Большой Охтой)
  • Тип конструкции: трехпролетный разводной мост с двукрылым центральным пролетом
  • Общая длина: 336,1 метров
  • Ширина моста: 26 метров
  • Длина боковых пролетов: 136 метров каждый
  • Длина разводного пролета: 48 метров
  • Материал: сталь, железобетон, гранит
  • Годы постройки: 1909-1911
  • Архитектор: В.П. Апышков
  • Инженер: Г.Г. Кривошеин
  • Статус: объект культурного наследия России федерального значения
  • Ближайшие достопримечательности: Смольный собор, Александро-Невская лавра, музей «Невская застава»
  • Ближайшие станции метро: «Новочеркасская» (2,5 км), «Площадь Александра Невского» (3 км)

Карта

Фото Большеохтинского моста

Большеохтинский мост Большеохтинский мост Большеохтинский мост Большеохтинский мост

История создания

История Большеохтинского моста насчитывает почти два столетия от идеи до воплощения. Первые планы по строительству переправы в устье реки Охты были утверждены еще императором Николаем I в 1829 году. Однако реальные шаги к осуществлению этого замысла были сделаны лишь в 1860 году, когда было учреждено «Общество Охтинского, через Неву моста». Несмотря на это, строительство так и не началось из-за множества разногласий.

Городская Дума Санкт-Петербурга вернулась к идее моста в 1887 году, приняв решение о его строительстве от Смольного монастыря к верфи Крейтона. Однако окончательное решение о возведении постоянной переправы было принято только в 1900 году. Год спустя был объявлен международный конкурс на проект моста, но ни один из 16 представленных проектов не был принят.

Прорыв произошел в 1907 году, когда был утвержден внеконкурсный проект инженера Г.Г. Кривошеина и архитектора В.П. Апышкова под девизом «Свобода судоходству». Торжественная закладка моста, названного в честь Императора Петра Великого, состоялась 9 июля 1909 года.

Строительство длилось два года, и 26 октября 1911 года состоялось торжественное открытие моста. После революции 1917 года мост был переименован в Большеохтенский, а в 1956 году название изменили на Большеохтинский в соответствии с новыми правилами орфографии.

За свою более чем вековую историю мост пережил несколько значительных реконструкций. Первый капитальный ремонт был проведен только в 1971 году. Наиболее масштабная реконструкция разводного пролета и механизмов прошла в 1993-1997 годах. В 2000 году мост обрел новый облик благодаря установке художественной подсветки.

Интересно, что в 2015 году на мосту было введено реверсивное движение для оптимизации транспортного потока, что сделало Большеохтинский мост уникальным в этом отношении среди всех мостов Санкт-Петербурга.

Особенности конструкции и оформления

Большеохтинский мост представляет собой уникальное инженерное сооружение, отличающееся рядом интересных конструктивных и архитектурных решений. Это трехпролетная конструкция, состоящая из двух боковых арочных пролетов и центрального разводного. Разводной механизм моста использует двукрылую систему с неподвижной осью вращения, что было передовым решением для своего времени.

Одной из самых характерных особенностей моста являются его башни-маяки. Две гранитные башни высотой 36 метров не только придают мосту неповторимый облик, но и выполняют важную функциональную роль — в них размещены механизмы разводки моста. На башнях установлены мемориальные доски с именами строителей, что подчеркивает историческую значимость сооружения.

Боковые пролеты моста перекрыты металлическими арочными фермами с ездой понизу, что создает впечатление легкости и изящества конструкции, несмотря на ее внушительные размеры. Опоры моста и спуск к воде облицованы гранитом, что не только увеличивает долговечность конструкции, но и придает ей величественный вид.

Особого внимания заслуживает подсветка моста. 1300 светильников создают неповторимый ночной облик Большеохтинского моста, превращая его в настоящее произведение светового искусства. Эта иллюминация не только подчеркивает архитектурные особенности моста, но и делает его важным элементом ночного пейзажа Санкт-Петербурга.

Что посмотреть рядом

Большеохтинский мост находится в исторической части Санкт-Петербурга. Рядом с ним расположены интересные достопримечательности:

  1. Смольный собор: Величественный памятник архитектуры в стиле елизаветинского барокко.
  2. Александро-Невская лавра: Старейший монастырь Санкт-Петербурга, усыпальница многих выдающихся деятелей российской истории.
  3. Музей «Невская застава»: Рассказывает об истории правобережья Невы и жизни рабочих окраин Петербурга.
  4. Большеохтинское кладбище: Одно из старейших кладбищ города с уникальными памятниками.
  5. Охтинский мыс: Место археологических раскопок, где обнаружены следы древних поселений.

Где сделать лучшие фото

Большеохтинский мост — одна из самых фотогеничных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Вот несколько мест, откуда открываются лучшие виды:

  1. Свердловская набережная: Отсюда открывается классический вид на мост с его характерными башнями.
  2. Смольная набережная: Позволяет запечатлеть мост в окружении исторических зданий.
  3. Малоохтинский парк: Отличное место для панорамных снимков моста и Невы.
  4. С воды: Уникальные кадры можно получить, арендовав катер. Это позволит увидеть мост с необычных ракурсов и сделать действительно оригинальные фотографии.
  5. С самого моста: Виды на Неву и городскую панораму с пешеходных дорожек моста также впечатляют.

Лучшее время для съемки — период белых ночей (конец мая — начало июля) или во время разводки моста. Не забудьте штатив для ночной съемки!

Легенды и интересные факты

  1. Большеохтинский мост часто называют «Мостом Петра Великого» — это его историческое название.
  2. Суммарная масса металлических конструкций моста составляет 8920 тонн, включая 1065 тонн противовесов разводного пролета.
  3. При строительстве моста для перевозки пролетных строений использовались корпуса старых броненосцев, превращенные в огромные понтоны.
  4. На момент открытия боковые пролеты моста были самыми длинными в городе.
  5. В 2011 году, в честь столетия моста, левобережную башню на две недели открыли для посетителей.
  6. Большеохтинский мост — единственный в городе, где организовано реверсивное движение для оптимизации транспортного потока.
  7. До 2005 года по мосту ходили трамваи, а рельсы были окончательно сняты только в 2010 году.

Как добраться до Большеохтинского моста

До Большеохтинского моста можно добраться несколькими способами:

  • Метро:
    • Станция «Новочеркасская» (оранжевая линия) — далее 20-25 минут пешком или 5-7 минут на автобусе
    • Станция «Площадь Александра Невского» (зеленая и оранжевая линии) — далее 10-15 минут на автобусе
  • Автобус:
    • Маршруты 46, 55, 132 останавливаются рядом с мостом
    • Остановка «Большеохтинский мост»
  • Трамвай:
    • Маршруты 7, 10, 23 проходят по Среднеохтинскому проспекту недалеко от моста
  • Такси: Удобный вариант, особенно для ночных посещений
  • Пешком: Если вы находитесь в центре города, до моста можно дойти пешком, наслаждаясь видами Невы

Когда разводят мост

Большеохтинский мост разводится по следующему расписанию (действует в навигационный период с апреля по ноябрь):

  • Начало разводки: 2:00
  • Окончание разводки: 5:00

Важно отметить:

  • В зимнее время (с декабря по март) мост не разводится
  • Расписание может меняться в зависимости от погодных условий и особых мероприятий
  • Рекомендуется приходить на набережную заранее, чтобы занять удобное место для наблюдения

Большеохтинский мост — это не просто транспортная артерия, соединяющая берега Невы, но и настоящий символ инженерной мысли и архитектурного мастерства начала XX века. Его уникальная конструкция, величественные башни-маяки и богатая история делают его одним из самых интересных и фотогеничных мостов Санкт-Петербурга.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?



    Оставьте заявку и мы с вами свяжемся.