Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: стальная красота над Невой
Большеохтинский мост — это не просто переправа через Неву, а настоящее произведение инженерного искусства и один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Соединяя Центральный район с Красногвардейским, этот величественный мост с его характерными башнями-маяками стал неотъемлемой частью панорамы города. История этого стального гиганта полна интересных фактов и поворотов судьбы. Давайте отправимся в путешествие по прошлому и настоящему Большеохтинского моста.
Характеристики моста
- Официальное название: Большеохтинский мост (бывший мост Петра Великого)
- Расположение: через реку Нева, соединяет Центральный район с Красногвардейским (Большой Охтой)
- Тип конструкции: трехпролетный разводной мост с двукрылым центральным пролетом
- Общая длина: 336,1 метров
- Ширина моста: 26 метров
- Длина боковых пролетов: 136 метров каждый
- Длина разводного пролета: 48 метров
- Материал: сталь, железобетон, гранит
- Годы постройки: 1909-1911
- Архитектор: В.П. Апышков
- Инженер: Г.Г. Кривошеин
- Статус: объект культурного наследия России федерального значения
- Ближайшие достопримечательности: Смольный собор, Александро-Невская лавра, музей «Невская застава»
- Ближайшие станции метро: «Новочеркасская» (2,5 км), «Площадь Александра Невского» (3 км)
Карта
Фото Большеохтинского моста
История создания
История Большеохтинского моста насчитывает почти два столетия от идеи до воплощения. Первые планы по строительству переправы в устье реки Охты были утверждены еще императором Николаем I в 1829 году. Однако реальные шаги к осуществлению этого замысла были сделаны лишь в 1860 году, когда было учреждено «Общество Охтинского, через Неву моста». Несмотря на это, строительство так и не началось из-за множества разногласий.
Городская Дума Санкт-Петербурга вернулась к идее моста в 1887 году, приняв решение о его строительстве от Смольного монастыря к верфи Крейтона. Однако окончательное решение о возведении постоянной переправы было принято только в 1900 году. Год спустя был объявлен международный конкурс на проект моста, но ни один из 16 представленных проектов не был принят.
Прорыв произошел в 1907 году, когда был утвержден внеконкурсный проект инженера Г.Г. Кривошеина и архитектора В.П. Апышкова под девизом «Свобода судоходству». Торжественная закладка моста, названного в честь Императора Петра Великого, состоялась 9 июля 1909 года.
Строительство длилось два года, и 26 октября 1911 года состоялось торжественное открытие моста. После революции 1917 года мост был переименован в Большеохтенский, а в 1956 году название изменили на Большеохтинский в соответствии с новыми правилами орфографии.
За свою более чем вековую историю мост пережил несколько значительных реконструкций. Первый капитальный ремонт был проведен только в 1971 году. Наиболее масштабная реконструкция разводного пролета и механизмов прошла в 1993-1997 годах. В 2000 году мост обрел новый облик благодаря установке художественной подсветки.
Интересно, что в 2015 году на мосту было введено реверсивное движение для оптимизации транспортного потока, что сделало Большеохтинский мост уникальным в этом отношении среди всех мостов Санкт-Петербурга.
Особенности конструкции и оформления
Большеохтинский мост представляет собой уникальное инженерное сооружение, отличающееся рядом интересных конструктивных и архитектурных решений. Это трехпролетная конструкция, состоящая из двух боковых арочных пролетов и центрального разводного. Разводной механизм моста использует двукрылую систему с неподвижной осью вращения, что было передовым решением для своего времени.
Одной из самых характерных особенностей моста являются его башни-маяки. Две гранитные башни высотой 36 метров не только придают мосту неповторимый облик, но и выполняют важную функциональную роль — в них размещены механизмы разводки моста. На башнях установлены мемориальные доски с именами строителей, что подчеркивает историческую значимость сооружения.
Боковые пролеты моста перекрыты металлическими арочными фермами с ездой понизу, что создает впечатление легкости и изящества конструкции, несмотря на ее внушительные размеры. Опоры моста и спуск к воде облицованы гранитом, что не только увеличивает долговечность конструкции, но и придает ей величественный вид.
Особого внимания заслуживает подсветка моста. 1300 светильников создают неповторимый ночной облик Большеохтинского моста, превращая его в настоящее произведение светового искусства. Эта иллюминация не только подчеркивает архитектурные особенности моста, но и делает его важным элементом ночного пейзажа Санкт-Петербурга.
Что посмотреть рядом
Большеохтинский мост находится в исторической части Санкт-Петербурга. Рядом с ним расположены интересные достопримечательности:
- Смольный собор: Величественный памятник архитектуры в стиле елизаветинского барокко.
- Александро-Невская лавра: Старейший монастырь Санкт-Петербурга, усыпальница многих выдающихся деятелей российской истории.
- Музей «Невская застава»: Рассказывает об истории правобережья Невы и жизни рабочих окраин Петербурга.
- Большеохтинское кладбище: Одно из старейших кладбищ города с уникальными памятниками.
- Охтинский мыс: Место археологических раскопок, где обнаружены следы древних поселений.
Где сделать лучшие фото
Большеохтинский мост — одна из самых фотогеничных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Вот несколько мест, откуда открываются лучшие виды:
- Свердловская набережная: Отсюда открывается классический вид на мост с его характерными башнями.
- Смольная набережная: Позволяет запечатлеть мост в окружении исторических зданий.
- Малоохтинский парк: Отличное место для панорамных снимков моста и Невы.
- С воды: Уникальные кадры можно получить, арендовав катер. Это позволит увидеть мост с необычных ракурсов и сделать действительно оригинальные фотографии.
- С самого моста: Виды на Неву и городскую панораму с пешеходных дорожек моста также впечатляют.
Лучшее время для съемки — период белых ночей (конец мая — начало июля) или во время разводки моста. Не забудьте штатив для ночной съемки!
Легенды и интересные факты
- Большеохтинский мост часто называют «Мостом Петра Великого» — это его историческое название.
- Суммарная масса металлических конструкций моста составляет 8920 тонн, включая 1065 тонн противовесов разводного пролета.
- При строительстве моста для перевозки пролетных строений использовались корпуса старых броненосцев, превращенные в огромные понтоны.
- На момент открытия боковые пролеты моста были самыми длинными в городе.
- В 2011 году, в честь столетия моста, левобережную башню на две недели открыли для посетителей.
- Большеохтинский мост — единственный в городе, где организовано реверсивное движение для оптимизации транспортного потока.
- До 2005 года по мосту ходили трамваи, а рельсы были окончательно сняты только в 2010 году.
Как добраться до Большеохтинского моста
До Большеохтинского моста можно добраться несколькими способами:
- Метро:
- Станция «Новочеркасская» (оранжевая линия) — далее 20-25 минут пешком или 5-7 минут на автобусе
- Станция «Площадь Александра Невского» (зеленая и оранжевая линии) — далее 10-15 минут на автобусе
- Автобус:
- Маршруты 46, 55, 132 останавливаются рядом с мостом
- Остановка «Большеохтинский мост»
- Трамвай:
- Маршруты 7, 10, 23 проходят по Среднеохтинскому проспекту недалеко от моста
- Такси: Удобный вариант, особенно для ночных посещений
- Пешком: Если вы находитесь в центре города, до моста можно дойти пешком, наслаждаясь видами Невы
Когда разводят мост
Большеохтинский мост разводится по следующему расписанию (действует в навигационный период с апреля по ноябрь):
- Начало разводки: 2:00
- Окончание разводки: 5:00
Важно отметить:
- В зимнее время (с декабря по март) мост не разводится
- Расписание может меняться в зависимости от погодных условий и особых мероприятий
- Рекомендуется приходить на набережную заранее, чтобы занять удобное место для наблюдения
Большеохтинский мост — это не просто транспортная артерия, соединяющая берега Невы, но и настоящий символ инженерной мысли и архитектурного мастерства начала XX века. Его уникальная конструкция, величественные башни-маяки и богатая история делают его одним из самых интересных и фотогеничных мостов Санкт-Петербурга.
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
Оставьте заявку и мы с вами свяжемся.