Дворцовый мост: визитная карточка Северной столицы

Дворцовый мост — поистине легендарное сооружение, которое давно стало визитной карточкой Санкт-Петербурга и одним из самых узнаваемых разводных мостов планеты. Перекинутый через Большую Неву, он соединяет сердце Северной столицы — Дворцовую площадь и Адмиралтейство — с Васильевским островом. Вид на разведенные крылья Дворцового моста на фоне белых ночей привлекает тысячи туристов со всего мира. Давайте совершим экскурс в славное прошлое и впечатляющее настоящее этого инженерного чуда.

Характеристики моста

  • Официальное название: Дворцовый мост
  • Расположение: через реку Большая Нева, между Дворцовой площадью и стрелкой Васильевского острова
  • Тип конструкции: пятипролётный металлический разводной мост
  • Схема разводки: два поворотных крыла, с перпендикулярным подъемом
  • Общая длина: 260,1 метра (по другим данным — 250 м)
  • Ширина моста: 27,7 метра (по другим данным — 31,6 м)
  • Материал: металл, гранит
  • Масса пролётных строений: 4868 тонн
  • Масса противовесов: 2800 тонн
  • Угол разводки крыльев: 50°
  • Год открытия: 1916
  • Авторы проекта: инженер А. П. Пшеницкий, архитектор Р.-Ф. Мельцер
  • Ближайшие достопримечательности: Зимний дворец и Эрмитаж, здание Главного штаба, Исаакиевский собор, Кунсткамера
  • Ближайшие станции метро: Адмиралтейская, Невский проспект, Гостиный двор

Фото Дворцового моста

Дворцовый мост

Дворцовый мост

Дворцовый мост

История создания

Идея постройки постоянного моста через Неву между центром города и Васильевским островом возникла еще в середине XIX века. Но воплотить ее в жизнь удалось лишь в начале XX столетия.

В 1901 году был объявлен международный конкурс на лучший проект моста. В нем участвовали ведущие инженеры и фирмы из разных стран, включая знаменитую французскую компанию Батиньоль. Однако победителем стал проект русского инженера А.П. Пшеницкого и архитектора Р.-Ф. Мельцера.

Строительство Дворцового моста началось в 1911 году и велось исключительно силами отечественных специалистов и из российских материалов. Металлоконструкции изготавливали на петербургских заводах, а гранит для облицовки опор доставляли из Финляндии.

Работы несколько раз прерывались из-за Первой мировой войны, революции и экономических трудностей. Тем не менее, 23 декабря 1916 года (5 января 1917 года по новому стилю) Дворцовый мост торжественно открыли для движения. Он стал третьим постоянным мостом через Неву после Литейного и Троицкого.

Особенности конструкции и механизма разводки

Дворцовый мост — выдающееся инженерное сооружение своей эпохи. Он представляет собой пятипролетную металлическую раскрывающуюся конструкцию длиной чуть более 260 метров и шириной около 28 метров.

Изюминка моста — разводной пролёт с двумя поворотными крыльями шириной 56 метров каждое. При разводке они не раздвигаются в стороны, а поднимаются вверх на 50 градусов, образуя арку над фарватером Невы.

Противовесы разводного механизма весом 2800 тонн скрыты под гранитными устоями на берегах. Во время разводки они опускаются в шахты глубиной 6,5 метров ниже уровня воды. Весь цикл подъёма и опускания крыльев занимает всего 5 минут.

Фасады моста украшает ажурная решетка с изображением гербов и якорей. На промежуточных опорах установлены массивные гранитные обелиски с бронзовыми двуглавыми орлами. А въезды освещаются изящными фонарями в виде факелов.

В 1997 году во время очередного ремонта Дворцовый мост оборудовали современной системой художественной подсветки. Она эффектно выделяет элементы конструкции и декора, а цветовая гамма меняется в зависимости от времени года и городских событий.

Что посмотреть рядом

Дворцовый мост находится в историческом и культурном «сердце» Санкт-Петербурга, являясь неотъемлемой частью дворцово-паркового ансамбля. Главные достопримечательности в шаговой доступности:

  • Зимний дворец и Государственный Эрмитаж — бывшая императорская резиденция, а ныне один из крупнейших художественных музеев мира.
  • Дворцовая площадь с Александровской колонной — главная площадь города, место торжественных церемоний и гуляний.
  • Адмиралтейство — бывшая судоверфь петровских времен, ныне штаб ВМФ России и архитектурный символ Петербурга.
  • Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Петербурга, музей и смотровая площадка под одним куполом.
  • Стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами — классическая открыточная панорама города.
  • Кунсткамера — первый музей России с уникальной коллекцией этнографических и анатомических редкостей.

Где сделать лучшие фото

Разведенные крылья Дворцового моста — культовый кадр, за которым охотятся тысячи фотографов. Но чтобы поймать самые волшебные виды, важно выбрать правильное время и место съемки.

Лучшие точки, чтобы запечатлеть Дворцовый мост в момент разводки:

  • Дворцовая набережная у Эрмитажа. Классический ракурс с парадным видом моста анфас на фоне Петропавловской крепости.
  • Стрелка Васильевского острова. Отсюда в кадр попадают сразу два разведенных моста — Дворцовый и Троицкий.
  • Университетская набережная. Здесь удачно видны силуэт Исаакиевского собора, колокольня Петропавловской крепости и конечно сам мост.
  • Троицкий мост выше по течению Невы. Нестандартный и очень эффектный ракурс, где между крыльями Дворцового моста виден шпиль Адмиралтейства.
  • С воды: Уникальные кадры можно получить, арендовав катер. Это позволит увидеть мост с необычных ракурсов и сделать действительно оригинальные фотографии.

Самое выгодное время для съемок — период белых ночей с конца мая до середины июля, когда закаты плавно переходят в рассветы. В эти часы включенная подсветка моста особенно эффектно смотрится на фоне подсвеченного неба.

Когда разводят Дворцовый мост

Дворцовый мост разводят дважды за ночь по следующему графику:

Разводка Прекращение движения Начало разводки Окончание разводки Открытие движения
1 1:10 1:35 2:45 2:50
2 3:10 3:20 4:50 4:55

*расписание на 2024 год

График разводки может незначительно корректироваться в зависимости от погодных условий и прохода судов. Поэтому если вы хотите воочию увидеть это завораживающее зрелище, планируйте быть на месте заранее.

Легенды и интересные факты

  • Во время проверки прочности моста перед открытием на него одновременно въехали 34 грузовика с балластом по 9,6 тонн. Мост выдержал.
  • За год Дворцовый мост разводят около 300 раз, в среднем пропуская 25 судов за ночь.
  • В годы блокады Ленинграда Дворцовый мост был единственным действующим мостом через Неву и представлял собой стратегическую переправу.
  • Во время киносеансов под открытым небом разведенные крылья моста используют как гигантский экран площадью больше 400 квадратных метров.
  • С 2004 года на Дворцовом мосту под музыку великих композиторов проходит красочное шоу «Мост над Невой» с подсветкой и фейерверками.
  • Существует поверье, что если на разведенном мосту загадать желание и успеть его озвучить до момента опускания крыльев, оно обязательно сбудется.

Как добраться до Дворцового моста

Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская» (800 метров пешком). От станций «Невский проспект» и «Гостиный двор» до моста около 1,2 километра по Невскому проспекту.

Наземный транспорт:

  • Автобусы: №№ 3, 7, 10, 22, 24, 27 — остановка «Дворцовая площадь».
  • Троллейбусы: №№ 1, 7, 10, 11 — остановка «Дворцовая площадь».
  • Трамваи: №№ 3, 6 — маршрут по Садовой улице до Инженерной улицы.

Увидеть Дворцовый мост своими глазами и застать момент его разводки — ради этого зрелища многие совершают путешествие в Петербург за тысячи километров. Этот символ города настолько красив и фотогеничен, что каждый мечтает унести его с собой в виде памятных фотографий и видео.

Дворцовый мост — это гениальное воплощение инженерной мысли и эстетического вкуса, гармонично объединяющее технологичность и изящество, практичность и романтику разводных мостов. Оказавшись рядом с ним, прислушайтесь — быть может, и вы услышите музыку его опускающихся крыльев.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?



    Оставьте заявку и мы с вами свяжемся.